понедельник

Вишневый (Вишневе) – история города в котором мы живем. (Часть 2)


Фото с сайта http://www.vishneve.kiev.ua

 История города начинается с 1887 года, когда началось строительство Юго-Западной железной дороги (Киев-Одесса). Именно в 1887 году на территории современного Вишневого появилась станция Жуляны (сейчас ст. Вишневе), названная в честь села, которое находилось неподалёку. Рядом со станционным строением было построено два дома для стрелочников. Работники выполняли свою работу посменно и  жили на станции не постоянно.
Местность вокруг станции в то время была популярна у охотников на диких птиц, благодаря многочисленным озерам и болотам
Первым постоянным жителем пристанционного села станции Жуляны был Тимофей Олефирко, служащий почтового вагона. Первый жилой дом построил железнодорожный контролер по фамилии Мигай (имя/отчество разные источники указывают разное, то ли Н.И.-Николай Иванович, то ли В.Н.) в 1912 году, дом сохранился до наших дней и находится по адресу ул.Шевченко,1.

Хозяева во двор не пустили, думаю наведаться к ним еще раз и сделать более качественный снимок.
Среди первых застройщиков Вишневого упоминается сцепщик Григорий Бужор, который построил первый кирпичный дом, впрочем адрес по которому находился дом, ул. Балукова,21, на сегодняшний день не существует. В 1912году в селе появился и первый двухэтажный дом, который построил И.И.Маков (второй этаж сгорел во время гражданской войны). Восстановленный позднее, первый этаж длительное время использовался под сель- и горсовет. Здание (ул.Зализнична,16) в данный момент не используется, последними в нем хозяйничали представители страховой компании “Оранта”.  


До революции станция Жуляни, в основном, обслуживала грузовые поезда, а в годы гражданской войны стала местом жестоких боев.

В 1926-1928 гг. началось строительство Киевского укрепрайона. Станция Жуляни стала базовой станцией строительства. Сюда прибывали грузы для строительства дотов, различное оборудование и оружие, остатки укрепрайона (дотов) можно увидеть возле железной и автомобильных дорог, если ехать в сторону Боярки. Возле станции был построен штаб военных строителей, караульные помещения, склады. Склады строились вдоль железнодорожного полотна на месте  теперешней улицы Братьев Гавришев. Поселок разрастался, первая лавка появилась в одной из комнат привокзального дома железнодорожников, в которой работал продавец из Киева. магазина на станции не было и люди ездили за товаром в Киев. Впрочем, такая ситуация сохранялась до конца прошлого столетия и только с открытием в апреле 1998г первого гипермаркет сети Fozzy, одного из крупнейших в окрестностях Киева на тот момент, изменило ситуацию. Был момент, когда жители Киева ездили “скупаться” в Вишневый .
1928—1929гг – годы массовой коллективизации и ликвидации хуторов. Выселенные хуторяне селились на станции “Жуляны”, по улицам Островского, Садовой, Шевченко, Святоюрьевской, Кутузова.  Примерно в это же время началось движение пригородных поездов.
1930-тые года.  В официальных “часописах” упоминаний о последствиях Голодомора нет, возможно, что промышленный поселок не пострадал так сильно, как отдаленные от Киева села, да и постоянного населения здесь было очень мало. В 1935году из Боярки в Вишневый перенесли машино-тракторную станцию Киево-Святошинского района. В 1935году в селе возле станции насчитывалось 80 дворов. Улицы Карла Маркса, Железнодорожная и Почтовый переулок застраивались частными домами.
Август-сентябрь 1941 г. Оборона Киева. К этому трагическому периоду истории, я постараюсь вернуться. Героизм простых солдат и ополченцев. Грубые просчеты командования Красной Армии. Достаточно сказать, что в окружение под Киевом советских войск попало гораздо больше, нежели немецких в Сталинградском “котле”. Как и почему неприступный укрепрайон пришлось взрывать тем, кто еще недавно его строил? – Вот еще одна тема, которую мне хотелось-бы раскрыть в будущем.
Ноябрь 1943 года. При освобождении Киева “великими” советскими полководцами в братские могилы было “уложено” неоправданно большое количество безымянных советских воинов. На 2-й день после освобождения столицы, во время боя между станцией Жуляни и селом Крюковщина погиб Герой Советского Союза Николай Балуков. Его именем названа улица в южной части города. В братской могиле в в этой части города на мемориальном кладбище похоронено более 2 тысяч воинов.  На улице Святошинской, рядом с кинотеатром «Промінь» на памятном обелиске, который находится на  аллее Славы, выбиты имена жителей Вишневого, погибших на фронтах Великой Отечественной Войны. Приближая победу, погибли братья Иван, Анатолий та Анастас Гавриши. Тяжелораненым вернулся домой Герой Советского Союза Павел Гавриш (умер от ран в 1968г). В честь братьев названо улицу рядом с аллеей  Славы. За боевые заслуги 365 жителей Вишневого награждено орденами та медалями. 28 из них посмертно.

После войны процесс застройки пристанционного села продолжился. на тот момент село подчинялось  сельсовету Крюковщины.

В 1952-1955 гг., из земель колхоза имени Мичурина с.Крюковщина было выделено 75 гектаров для индивидуальной застройки в селе,работникам и служащим МТС, автобаз, а также демобилизованным солдатам. Так появились улицы Фрунзе, Котовского, Чапаева, Кооперативная, Гоголя, проулки - Дальний и Широкий. В 1955году в селе появилась первая начальная школа.До того дети ходили в начальную школу села Крюковщина или ездили в Боярку. По инициативе начальника Управления ПЗЗ(?) Петра Федоровича Кривоноса открыли начальную русскую школу на станции «Жуляни». Ответственной за это распоряжение была педагог Нина Дмитриевна Сидорская. Она добилась организации начальной школы в помещении общежития барачного типу как филиала Боярской железнодорожной школы № 18. Школа-филиал в селе при станции «Жуляни» открыла свои двери 1 сентября 1955 года.

В марте 1960 року село станции Жуляни было выведено  из подчинения  сельсовета села Крюковшина и получило статус поселка городского типа районного подчинения и переименовано в Вишневый. Новое название отвечало действительности, на момент переименования поселок утопал в вишневом цвету. По статистике здесь насчитывалось 550 дворов, население составляло 3800 жителей.

Продолжение будет.

З.Ы. Когда начинал писать эту и предыдущую статью о Вишневом, даже не подозревал насколько интересной будет тема и то, как мало материалов в сети посвящено истории Вишневого. Публикуемые материалы, будут служить мне, как-бы черновиками, для чего-то более “глобального”, посвященного городу в котором мы живем. Серия начата зимой – не самое лучшее время для фотосъемки города, поэтому буду стараться накапливать материалы, а весной обновлю снимки городских достопримечательностей.

 

Приглашаю посетить дом хокку. Здесь живут хайку, восточные стихи.
Любовь – это чувство, в котором изначально заложен некий трагизм. стихи о любви - только о грустном - на pishi-stihi.ru
Есть домен -- автоматическая регистрация доменов, наибольший выбор способов оплаты на рынке.


0 Comments: